31 октября 2017
В общей цифре распределения импорта запасных частей в Российской Федерации доля деталей подвески и амортизаторов составляет 14%. В денежном эквиваленте – около 4,2 млрд долларов США. На рынке амортизаторов в сегменте афтермаркета в России присутствует более 40 торговых марок и брендов, что говорит о высокой конкуренции в данной товарной группе.
Крупнейшим поставщиком амортизаторов подвески для легковых автомобилей в Россию является Япония, а лидирующим японским брендом на российском рынке - KYB, продажи которого в РФ за последний год выросли до 2,88 млн изделий. Руководство компании прогнозирует прирост продаж. Таким образом, оборот KYB в России достигнет 100 млн евро. В настоящее время KYB является лидером российского рынка амортизаторов для вторичной комплектации с долей 35%.
Вторая тенденция - снижение объемов экспорта основной страной, приобретающей российские амортизаторы. В натуральном и денежном выражениях наибольшие объёмы экспортных поставок составили амортизаторы компании «СААЗ».
Третья тенденция - производители амортизаторов все больше внимания уделяют сертификации независимых СТО. Лидирующие позиции в этом направлении также принадлежат KYB. Четвертая тенденция – увеличение доли рынка в «корейском сегменте». Этот тренд прослеживается как в расширении ассортимента для корейских машин у всех производителей амортизаторов, так и в выходе на российский рынок сильнейшего корейского производителя амортизаторов – концерна Mando (для российского рынка под брендом Mando+).
Максим Носков, руководитель направления запасных частей для рынка IAM в России, компания ZF Russiа:
«Согласно нашей оценке, рынок амортизаторов развивается в одном темпе с общим рынком запасных частей. Это около 8-10% прироста ежегодно. Но сейчас происходит перераспределение долей этого рынка у основных игроков, и за счет этого могут быть некоторые различия. Важно отметить, что серьезно начинает возрастать доля недорогих амортизаторов, произведенных в Китае. Это связанно с выходом на рынок послегарантийного обслуживания IAM автомобилей азиатского происхождения, где «марочные» предпочтения не так сильно влияют на выбор производителя и качества продукции.
Основным партнером ZF Services по сбыту, в первую очередь, являются крупные оптовые компании. Именно они обеспечивают рынок продукцией концерна ZF в полном объеме. Тем не менее, система сбыта ZF Services нацелена на конечного потребителя, которым являются также и СТО. Специально для них были разработаны и внедрены по всему миру сервисные концепции, позволяющие автосервисам получить обучение, информационную и маркетинговую поддержку напрямую от производителя. Это хорошо известная в России программа OSS (Orginal Sachs Service) и новая четырехмарочная концепция, которая придет ей на смену в ближайшее время, – ZF ProTech.
Амортизаторы важны для безопасного движения также, как и тормозная система, шины или рулевое управление. Для потребителей лучше обращать внимание на проверенные и хорошо зарекомендованные качественные марки. При выборе амортизаторов надо быть уверенным, что они предназначены именно для данного типа автомобиля. В этом мастеру СТО или продавцу в магазине помогут каталоги, найти которые можно на сайте http://webcat.zf.com. Мы предлагаем весь спектр амортизаторов на легковые и грузовые автомобили, включая продукцию отечественных, корейских и японских автопроизводителей. Они поставляются на независимый рынок IAM под двумя марками – маркой SACHS и маркой BOGE. В России обе эти марки пользуются заслуженной популярностью. Они предлагаются в двух сериях. Первая - стандартная, полностью соответствующая оригинальному исполнению поставляемого в серию. Вторая - топ - линейка, представлена только газонаполненными амортизаторами в однотрубном и двухтрубном исполнении, с применением специальных технологий, которые обеспечивают ощутимое улучшение динамических свойств для спортивного стиля вождения и особенных требований. Так для SACHS - это Super Touring и Advantage, а для BOGE - Automatic и Turbo соответственно. В любом случае, это амортизаторы, гарантирующие безопасную и комфортную дорогу для водителя на долгий срок.
Для того, чтобы быть уверенным в правильной установке амортизаторов, лучше всего обращаться в СТО, работающие с нашей концепцией OSS. Это поможет избежать лишних затрат времени и сил, а также повторных обращений на сервис из-за нарушений правил установки и выхода из строя амортизатора. Более того, обращаясь в СТО, сертифицированные по нашей программе, водитель получает 12-ти месячную гарантию на продукцию BOGE или SACHS.
Отмечу, что существует много нюансов и тонкостей при замене таких, казалось бы, простых деталей как амортизаторы. Так, вместе с амортизаторами во время эксплуатации изнашиваются и сопряженные детали: элементы подвески, опоры амортизаторов, защитные пыльники и отбойники. И чтобы гарантировать долгий срок службы амортизатора, необходима обязательная замена всех этих элементов.
В области приводной техники, систем подвески и агрегатов ходовой части ZF на протяжении десятилетий остается генератором новых идей и разработок, начиная с патентных заявок и заканчивая серийным производством. Ежегодно на это расходуется свыше 800 000 евро. Непрерывное развитие новых технологий имеет важнейшее значение для ZF. Производители автомобилей ждут от поставщиков компонентов технологических прорывов, чтобы опередить конкурентов. При этом все больше внимания уделяется не столько отдельным компонентам и агрегатам, сколько функциональным характеристикам, которые обеспечивают более динамичную езду, более высокий уровень комфорта и безопасности. Исследовательские и опытно-конструкторские центры ZF справляются с этими требованиями благодаря большому объему технологических наработок и глубокому пониманию всех взаимосвязей, определяющих динамические характеристики транспортного средства. В области систем демпфирования можно упомянуть такие разработки концерна как: амортизаторы с непрерывным контролем степени демпфирования CDC, амортизаторы с автоматическим регулированием уровня кузова в зависимости от загрузки NIVOMAT, новый поршневой клапан с технологией PLV для улучшения характеристик демпфирования».
Алексей Щербак, руководитель отдела продаж и сервисных программ компании KYB в России (ООО «КУБ Евразия»):
«Ситуация на рынке автозапчастей в России сложилась неоднозначная. Вся ее сложность, в особенности по импортным продуктам, обусловлена сейчас, как и прежде, инфляцией. Показатели продаж автокомпонентов находятся в прямой взаимосвязи с рынком продаж новых автомобилей. Как только емкость рынка новых машин начинает сокращаться, через некоторое время это негативно отражается и на всем рынке автозапчастей.
Важно также учитывать и фактор старения автопарка, владельцы относительно новых автомобилей в большей степени заинтересованы в том, чтобы использовать качественные и дорогие запчасти, а владельцы старых машин на такое не идут, так как понимают, что остаточная стоимость их авто слишком мала.
Отмечу, что себестоимость амортизаторов любого производителя не коррелируется с возрастом автомобиля. И получается, что на стремлении автовладельцев сэкономить на запчастях умело «играют» производители некачественной продукции. Они предлагают низкокачественные компоненты, чаще всего изготовленные на дешевом оборудовании в Китае. И многие из таких компаний зарегистрированы в Японии, что дает им право писать на упаковке с продукцией – «японское качество». Такой подлог стимулирует отток потребительского спроса из сектора высококлассной продукции в сектор некачественных и порой контрафактных товаров.
Компания KYB озабочена таким положением дел на российском рынке, где большая масса продукции низкого качества преподносится как качественный товар. Будет справедливым сказать, что на территории Китая выпускается и качественная продукция, но производят ее либо иностранные производители, которые имеют высокие стандарты качества и осуществляют строгий контроль их соблюдения, или крупные местные производители, качество продукции которых относительно высоко, но пока еще не дотягивает до уровня крупнейших мировых брендов.
Важно помнить, что когда происходит подмена, и под видом качественных амортизаторов потребителю предлагается некондиционный продукт, тогда и возникает угроза безопасности в процессе эксплуатации автомобиля.
Амортизаторы – это тот элемент, качество которого определяется зачастую не внешним видом, а, если так можно выразиться, внутренним содержанием – какие в амортизаторе установлены компоненты, какая амортизационная жидкость в нем используется, какие функции может выполнять клапанный механизм при различных условиях движения автомобиля.
О таких тонкостях знает далеко не каждый автовладелец, но порой и продавцы в магазинах также не могут подробно рассказать об особенностях амортизатора той или иной марки. Более того, большая текучесть кадров в автомагазинах и низкий уровень квалификации продавцов приводят к тому, что покупателю советуют чаще всего дешевые амортизаторы, так как их легче продать, выполняя свой дневной план. Порой, продавец не может аргументировано объяснить клиенту, почему лучше потратить деньги на дорогой, но качественный продукт. И здесь, в первую очередь, важно обучение, именно поэтому KYB проводит такое большое количество семинаров и тренингов для продавцов автомагазинов и специалистов СТО. А если, как в нашем случае, обучение подкреплено сопутствующими программами, помогающими развивать эффективные продажи и обслуживание, то это помогает повысить лояльность к бренду и у магазинов, и у автосервисов.
Наша программа KYB-Сервис является, по сути, инструментом, используя который магазины и СТО могут увеличить свои продажи, расширить клиентскую базу, повысить доверие клиентов и подтвердить свою профессиональную репутацию. В настоящее время в программу KYB-Сервис включены свыше 650 наших партнеров из числа российских СТО и более 250 автомагазинов. По мере расширения количества партнеров мы развиваем и саму программу, чтобы сделать ее более гибкой и удобной для максимального числа автомагазинов и сервисов. Залогом успеха программы KYB-Сервис, на мой взгляд, является четко выстроенная гарантийная политика, с привлечением всех участников рынка – производителя, дистрибьютора, магазина, сервисной станции и клиента. Мы четко понимаем, что рынком владеет тот производитель, который предлагает автовладельцу не только качественный продукт, но и комплексный сервис, включая длительную гарантию.
К проекту KYB-Сервис мы стали привлекать не только независимые СТО, но и независимые автосервисные сети. Среди таких развитых и реально работающих сетей я хотел бы отметить «Fit-Service», который имеет сильные позиции на Урале и в Сибири».
Никитин Павел Валентинович – технический специалист, тренер компании Bilstein:
«Рынок автокомпонентов, в целом, и амортизаторов, в частности, зависит от темпов развития продаж новых автомобилей. В регионах страны распространена тенденция, когда владелец новой машины, уходит с сервиса официального дилера еще до истечения срока гарантии. Он переходит в независимый канал обслуживания, где сам принимает решение об использовании той или иной запчасти при ремонте или обслуживании автомобиля. И в этом случае его выбор, а также выбор профессионалов ремонта, за тем производителем, который имеет хорошее предложение и выпускает по-настоящему качественную продукцию. Моя практика показывает, что клиент, однажды попав на некачественную запчасть, амортизатор в нашем случае, больше не хочет экономить на качестве и выбирает те бренды, которые используются автопроизводителями при конвейерной сборке.
В плане влияния СТО на выбор покупателем того или иного брендаочень многое зависит от квалификации мастера-приемщика. В большинстве случаев, именно от него зависит, что, в итоге, выберет клиент. Всегда нормальный продавец, а в нашем случае мастер-приемщик – это продавец товара и услуги, предлагает клиенту оригинальную запчасть. И более того, среди автовладельцев, по нашим наблюдениям, 10-15% человек сами просят поставить на их автомобили оригинальные запчасти.
У Bilstein есть преимущество, которое заключается в том, что наши амортизаторы используются на огромном количестве европейских автомобилей, на которые они были установлены на конвейере. Мы предлагает продукцию по доступной цене с качеством, соответствующим качеству оригинальных запчастей. Bilstein не делает дешевые амортизаторы для вторичного рынка, это нецелесообразно по затратам на производство и на продвижение. Сейчас компания имеет сильные позиции и в узконаправленных и специфичных сегментах, например, в секторе спортивных амортизаторов.
Ежегодно мы проводим большое количество маркетинговых и технических тренингов для российских специалистов СТО и автомагазинов. В прошлом году наши тренинги прошли 409 человек в разных регионах страны, а за прошедший период 2013 года мы провели тренинги уже для 300 человек. Такое обучение рассчитано на широкий контингент специалистов, от закупщиков до сервисменов. Отмечу, что со специалистами СТО работать бывает порой очень сложно, иногда они предосудительно относятся к той информации, которая звучит во время тренингов, многие из них уверены, что имеют достаточно опыта в сфере замены амортизаторов и знают о них абсолютно все. И такой настрой трудно изменить, однако, я стараюсь говорить с ними на одном языке и, в итоге, и с такой аудиторией получается наладить контакт. И такой налаженный диалог помогает установить лояльность к марке. Плюс, не могу не отметить работу наших дилеров. Сейчас мы работаем в тесном сотрудничестве с такими компаниями как ROSSKO, «Армтек», EXIST и «Берг». Они имеют развитые филиальные сети по всей стране, налаженную и быструю доставку, и это помогает нам обеспечить наличие нашей продукции на СТО и в автомагазинах. Отмечу, что такой подход позволяет решить главную проблему для автосервисов: когда автомобиль висит на подъемнике, его необходимо быстрее отремонтировать, а значит, требуется иметь под рукой нужные запчасти.
Приходится признаться в том, что уровень российских специалистов автосервисов пока еще остается на низком уровне. При работе с амортизаторами очень многие допускают ошибки. А ведь в этом случае, от одного неверного решения, пневмобаллон в подвеске, стоимость которого достигает 40 000 рублей и более, может выйти из строя, и что самое страшное, произойти это может в процессе езды. И зачастую такие ошибки происходят из-за того, что многие механики просто не читают инструкции по установке амортизаторов. По моим наблюдениям, почти все российские СТО имеют 2-стоечные подъемники. У автомобиля, поднятого на таком оборудовании, колеса повисают в воздухе, и в таком положении механик проводит установку нового амортизатора. Затяжка крепежных деталей осуществляется с висящими колесами, таким образом он закрепляет деталь при таком положении подвески колес, которое не свойственно для обычной эксплуатации автомобиля. Это одна из самых распространенных ошибок, которая приводит к тому, что очень быстро амортизатор начинает стучать.
Добавлю также, что мы проводим и другого рода семинары. Так в тесном партнерстве с одним крупным дистрибьютором мы разработали обучающий курс, который проводим для сервисных станций «Фит Авто Мастер».
Bilstein идет в ногу с самыми модными трендами. Компания разработала приложение для iPhone, которое позволяет настраивать регулировки подвески. Предусмотрены три настройки – Comfort, Normal и Sport, менять которые можно, изменяя значения порога ускорения, времени переключения и характеристик фильтров. Графическое изображение осевого и поперечного ускорений отображается на экране iPhone.
Нам Киюн Юн, региональный менеджер компании Mando:
«В 2012 году корпорация Mando приняла решение о выходе на российский рынок под брендом Mando+. Сейчас в России компания работает с тремя крупными дистрибьюторами, одним из них является ООО «Торговый Дом «МЕРА». За этот короткий промежуток времени бренд зарекомендовал себя на российском рынке как в оптовом, так и в розничном сегментах и в среде независимых СТО, специализирующихся на ремонте автомобилей корейского производства. Корейский парк в России стремительно растет, поэтому мы прогнозируем и рост продаж амортизаторов, тем более что ассортимент амортизаторов Mando+ закрывает модельные ряды всех корейских и многих японских автопроизводителей.
Основным направлением, которое принесло известность нашему бренду, является производство автомобильных амортизаторов. В производственную линию входят регулируемые и спортивные амортизаторы — масляные и газонаполненные модели. Для амортизаторов Mando характерны хорошая герметичность, относительная морозоустойчивость конструкции и небольшой разброс усилия сжатия и отбоя».