Когда пора менять зимние шины, симптомы износа

20 января 2019

Автомобильные шины стареют во время эксплуатации и при плохом хранении. На их долговечность также влияют грязь, температура и количество выполненных ремонтов. Как распознать симптомы повреждения или износа зимних шин, при которых их дальнейшая эксплуатация может привести к трагическим последствиям?

Зимой водитель подвергается ряду опасностей. Одним из наиболее опасных является риск заноса во время вождения, при ускорении или торможении. В настоящее время подавляющее большинство автомобилей имеют систему ABS, которая предотвращает блокировку колес. Все больше автомобилей оснащаются системой ESP, защищающей от проскальзывания, недостаточной и избыточной "поворачиваемости", или системой ASR, предотвращающей проскальзывание ведущих колес. В настоящее время модные внедорожники, а также некоторые автомобили премиум-класса оснащены приводом для обеих осей, чаще всего (для удобства пользователя) такая система автоматически включается. Но ни одна из этих продвинутых систем не будет работать правильно, если ваши автомобильные шины изношены.

То же самое относится и к функциям водителя. Даже лучший водитель, соблюдающий правила, имеющий отличные рефлексы и современный автомобиль, далеко не всегда может избежать аварии. Это может быть вопросом всего нескольких метров. Причиной этого будут используемые шины, а точнее их протектор.

Опросы ведущих автомобильных изданий показали, что около 80% европейских (в том числе, российских и украинских) водителей проводят сезонную смену шин. А как насчет оставшихся 20%? Некоторые ездят на всесезонных шинах или на так называемых "липучках", что является приемлемым и во многих случаях разумным решением, особенно, для регионов с более теплым климатом. А остальные? Они не меняют шины или ездят на старых, изношенных.

Это возможно? Конечно. Опять же, давайте посмотрим на результаты исследования автожурналов. Самая большая группа водителей покупает шины непосредственно в автомобильной мастерской или в сервисе шин - их 36%. Тем не менее, опрос также показал кое-что очень тревожное - 16% водителей покупают бывшие в употреблении зимние шины - в интернете или на рынках. И вряд ли кто-то покупает полный набор. Если в автомобиле изношена одна шина, то такие безответственные водители ставят на ее место замену - аналогичную шину б\у.

2% водителей покупают новую "резину" в розничных сетях. Бывает, что и там продаются использованные или старые шины. Они имеют немного более низкую цену, чем новые шины, и многие водители попадаются на эту ценовую ловушку, покупая восстановленный или использованный продукт.

Каждый водитель должен помнить, что лучше купить самый дешевый новый комплект или хотя бы две новые шины, чем покупать шины, бывшие в употреблении или восстановленные. В то же время многие специалисты предостерегают от покупки самых дешевых шин из Китая. Во-первых, они не такие уж и дешевые. Бюджетные, европейские, как правило, на 500 рублей дороже, поэтому экономия скромная, а риск высокий.

Даже самый лучший комплект зимней резины изнашивается во время эксплуатации. На скорость его износа влияет способ вождения (агрессивное, решительно ускоряющее износ шин), техническое состояние автомобиля (правильная настройка геометрии, эффективная подвеска) и способ хранения шин. От количества ремонтов в мастерских по вулканизации также зависит срок службы шин.

Каждый водитель должен иметь возможность определить, пригодны ли зимние шины для использования и на следующий сезон. Безопасность его и других участников дорожного движения зависит от состояния шин.

Почему состояние зимних (и всесезонных) шин так важно для безопасности?

Каждая шина состоит из двух основных частей: первая - это конструкция, а вторая - протектор. Важнейшими задачами протектора являются обеспечение сцепления колес, быстрой передачи движущей силы от двигателя и короткого тормозного пути.

Протектор изготовлен из двух видов резины, натуральной и синтетической, и ряда аксессуаров, которые являются секретом каждого производителя шин. Протектор имеет особый рисунок. Он может отличаться выступами (также называемыми блоками), шипами, ребрами (выступами, окружающими всю окружность шины), продольными и поперечными канавками и ламелями, то есть микро-прорезями, покрывающими выступы протектора.

Каждый компонент протектора играет определенную роль. Например, прорези, хотя они и являются самыми маленькими, отвечают за сцепление и тормозной путь, а канавки отводят воду из-под колес.

Высота протектора новой шины составляет около 9 мм. Во время езды протектор постепенно стирается. Чем он ниже, тем больше тормозной путь, потому что ламели не могут правильно выполнять свою работу. Низкий протектор также приводит к меньшей емкости канавок, что вызывает ухудшение дренажа воды и слякоти. И это грозит увеличение риска скольжения. И не только в морозные зимние дни, но и после каждого дождя.

Поврежденная шина с трещинами, боковым повреждением или многочисленными ремонтами может привести к ее разрыву во время движения. И это почти всегда приводит к несчастному случаю. Очень старая шина, которой более 10 лет, несет подобную угрозу.

В случае восстановленных шин были случаи отрыва протектора. Кроме того, никто не знает, для какой структуры был применен новый протектор. Сколько лет было шине и какой она была?

В конце этого параграфа приведен краткий ответ на вопрос, почему зимой следует использовать зимние или всесезонные шины? Летние и зимние шины, а также многосезонные шины отличаются не только внешним видом протектора, но и составом резиновой смеси, из которой они изготовлены. В зимних и всесезонных шинах при низких температурах резиновая смесь не затвердевает, остается эластичной. Летняя резина при температуре ниже 3-5 градусов тепла, что называется, "дубеет". Каков эффект от этой разницы? Смертельные заносы и скольжения...

Как распознать, что зимняя шина больше не подходит для дальнейшего использования?

Водитель должен обратить внимание на многие аспекты.

Производители шин рекомендуют заменять зимние и всесезонные шины, если высота протектора составляет менее 4 мм. Почему это стоит делать? Многие автомобильные журналы по всему миру провели испытания зимних шин. Каждый из них показал, что тормозной путь автомобиля с шинами с протектором 3 мм был на 6 (в случае мокрой поверхности) и на 10 (в случае снега) метров больше, чем в автомобиле с шинами, высота протектора которых составляла 4 мм. Эти несколько лишних метров могут привести к трагедиям и материальным потерям.

Высота протектора может быть измерена водителем самостоятельно. Проводите такую проверку регулярно.

Распределение ущерба также важно. После второго прокола шину можно отремонтировать только в том случае, если каждое повреждение правильно отстоит друг от друга. Если мы разделим шину на три равные части (обозначенные углами с радиусом 120 градусов), то все повреждения должны быть в «своей» отдельной части. Если рядом с уже отремонтированным участком появляется второе или третье место, шина должна быть заменена на новую.

Как можно узнать ее возраст? Эта информация хранится на стороне шины в виде четырехзначного кода. Первые две цифры - это неделя года, а последние две - отметка года, в который она была произведена.

Например, код 3511 означает, что шина была изготовлена